Образовательные стандарты

Характеристика и сущность  ФГОС ДО

Дошкольное детство является не периодом подготовки к школе, а самоценным этапом жизни человека, на котором закладываются фундаментальные личностные качества.

Дошкольное образование — важнейшее условие реализации потенциала развития личности, формирования  ее идентичтости,  базовой культуры детей, их позитивной социализации и личностного роста в условиях информационного общества

Социокультурная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

•         неравенство  доступа к качественному дошкольному образованию

•         распад сети ведомственных дошкольных организаций

•          фактическое отсутствие бизнес-структур,  заинтересованных в развитии и поддержке системы дошкольного образования

•         деформация традиционного уклада воспитания ребёнка в семье и рост числа неполных семей, сужение родственных связей, преобладание однодетных семей и пр.

Особенности  ФГОС дошкольного образования

ФГОС основа разработки

•         Конституция Российской Федерации

•         Конвенция ООН о правах ребенка

•         ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

•         Семейный кодекс Российской Федерации учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности  народов Российской Федерации

ФГОС направлен на обеспечение

  • формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности
  • сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека
  • равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса
  • становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста
  • формирования социокультурной среды дошкольного детства
  • развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка
  • поддержки разнообразия детства через  развитие вариативности  дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов)
  • преемственности дошкольного и начального уровней общего образования

ФГОС дошкольного образования является ориентиром для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

  • Родители имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи  без взимания платы, в том числе в образовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
  • Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Преемственность уровней образования (единая философия образования для всех уровней образования)

Миссия дошкольного образования — становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости

 Ожидания от системы дошкольного образования

•        государство – готовность к школе и полноценное социальное психоэмоциональное и физическое развитие ребенка

•        для работающих родителей – доступность высококачественного ухода и присмотра за ребенком

От  учебно-дисциплинарной к модели личностного развития, опосредованного совместной деятельностью дошкольное образование направлено на:

•         формирование общей культуры

•         развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств личности

•         формирование предпосылок учебной деятельности

•         формирование навыков здорового и  безопасного образа жизни

•         сохранение и укрепление здоровья детей

ФГОС  обеспечивает :

•         единство образовательного пространства Российской Федерации

•         преемственность основных образовательных программ

•         вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся

•         государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Образовательные программы дошкольного образования основаны на  индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

 ФГОС должен предусматривать:

•         устойчивую тенденцию роста детей с ОВЗ

•         семейное неблагополучие

•         строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ

•         необходимость создания сетей ДОУ комбинированного вида с научно-обоснованной регламентацией взаимодействия общего и специального дошкольного образования

ФГОС требования к результатам:

•         Результаты освоения Общеобразовательной Программы дошкольного образования обеспечивают полноценное развитие детей дошкольного возраста,  необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им образовательной программы следующего уровня общего образования

Цели оценивания

Помочь детям оценить собственный прогресс, понять, чему учиться и что делать, развивать интерес к познанию

Помочь родителям в познании мира ребенка, оценить социальную компетентность ребенка, понимать особенности взросления своих детей, сформировать реалистичные ожидания по отношению к своим  детям, понять особенности образовательной программы и сотрудничать с педагогами в целях обеспечения детей лучшими образовательными возможностями.

Портрет выпускника детского сада:

•         любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции

•         любящий  свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России

•         осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим

•         умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе

•         мотивированный на исследовательскую и творческую  деятельность, способный к самостоятельному поиску решений

•         владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию

•         осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности

•          осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила  поведения,  владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни

•         владеющий средствами вербального и основами  невербального общения.

Таким образом, ФГОС направлен на реализацию потенциала развития личности, формирования  ее идентичности,  базовой культуры детей, их позитивной социализации и личностного роста в условиях информационного общества.